Целью давления Кыргызстана на Казахстан назван срыв президентских выборов в России

Премьер-министры Казахстана и Кыргызстана проведут диалог на полях Евразийского межправительственного совета, заседание которого пройдет 25 октября 2017 года в Ереване. Помимо основной повестки, главы правительств двух стран должны будут рассмотреть «Дорожную карту» по урегулированию конфликта, зародившегося 7 октября 2017 года.

Встреча с казахскими властями станет третьей попыткой премьер-министра Кыргызстана Сапара Исакова, где он решает вопрос с пропуском кыргызских грузов через границу Казахстана. Ранее для этого президент КР Алмазбек Атамбаев намеревался созвать внеочередное заседание Высшего евразийского экономического совета, которое аналитики посчитали невозможным. Позже, Кыргызстан решил отказаться от финансовой и гуманитарной помощи Казахстана, и начал сброс воды из Кировского водохранилища, стоящего на реке Талас в Кыргызстане и питающего 55 тыс. гектаров угодий в Жамбыльской области Казахстана. При этом, 18 октября 2017 делегации правительства КР с участием министров экономического блока в Астане удалось добиться того, что Казахстан ослабил жесткий контроль для порожних грузовых машин, пассажирского транспорта и гражданских лиц, направляющихся в Кыргызстан и обратно.
Прокомментировать складывающиеся по новому вектору отношения двух стран «Деловая Евразия» предложила лидеру партии «Чон казат» Максату Мамытканову.

— Основной, видимой на данный момент, страдающей стороной, является бизнес в лице грузоперевозчиков. Это дальнобойщики, которых, по обе стороны казахской границы, скопилось более 500.

— Половина из всего числа дальнобойщиков везут товары китайского происхождения, которое и порождает экономические риски для Казахстана из-за возможной контрабанды. Нурсултан Назарбаев именно это и имел в виду. А таможенные органы Кыргызстана не вызывают большого доверия в силу укорененности коррупционных рисков. Фуры, которые досматриваются и проходят усиленный контроль, их простои и потери выльются в недовольство как раз тех, кто обеспечивает различными средствами саму власть. Что касается перевозчиков, то они-то как раз страдают меньше всего – если это легальный бизнес, то у него есть контракт, где предусмотрен форс-мажор – обстоятельства непреодолимой силы, возникающие не по вине перевозчика. Эта статья для дальнобойщика защищена.

— На прошлой неделе премьер-министры двух стран договорились о пропуске некоммерческих грузов, пассажирского транспорта и порожних грузовых машин. Вчера должна была быть написана «дорожная карта» по урегулированию всего вопроса границей. Результатов пока нет, и Кыргызстан ведет сброс воды с Кировского водохранилища. Формально указано, что сброс плановый, о чем уведомили казахскую сторону, так как водохранилище питает там большие сельскохозяйственные угодья. Для чего это сделано, ведь известна старая истина – в Азии не прощают игру с «поливным краном»?

— Через эти меры власти маскируют свои скрытые «дела», и давят на соседнее государство. Вот заговорили про казахский бизнес в Кыргызстане. Да, если посмотреть, сколько на казахские деньги создано, это такая армия рабочих получится – она просто сметет здесь всё. Аксы, Талас, Иштамберды – да, весь таласский регион, по сути, завязан на Казахстан.

— Считается, что именно Талас, как родина кандидата в президенты Омурбека Бабанова, могла бы стать источником беспорядков. Так ли это, если учесть, что в первые дни после выборов президента недовольные итогом таласцы вышли на улицы? Хотя, сам проигравший кандидат Омурбек Бабанов заявил о нежелательности беспорядков.

— Нет, не из-за Бабанова. Он не политик – он бизнесмен, и его использовали как «торпеду», ставки делались на него, как на «авось». Просто, надо было решать, и он стал отправной точкой в противостоянии Алмазбека Атамбаева и Нурсултана Назарбаева. А первым выпадом, и источником конфликта стал наш президент – он открыто обвинил казахскую власть в воровстве. Теперь Нурсултан Назарбаев должен дать понять, что и кто «рулит» в Казахстане и в регионе.
Сейчас все, что Киргизия делает с водой в одностороннем порядке, это необъявленная война, провоцирование ответных шагов: если лишать страну водного ресурса, то страна имеет возможность на ответный шаг. И ответственность будет на нас – по всем уставам ООН и остальным договорам мы не имеем права подвергать другую сторону ни экологическим, ни экономическим, ни социальным катаклизмам. Поэтому, все, что будет получено Кыргызстаном в ответ, будет полностью спровоцировано кыргызской властью, и станет виной самого Кыргызстана. Это ход власти – спровоцировать и уйти в сторону. Так уже было – в 2010 году. Тогда своим бездействием власть спровоцировала ошские события – три дня ничего не делала, а сидела и пассивно смотрела, как начинивался конфликт, и как он шел по неуправляемому сценарию.
Мы сейчас попадаем в такую же ситуацию, как Украина с Россией. Там тоже кричат: «Мы Москву возьмем, новую революцию устроим, наш майдан будет на Красной площади!». И у нас, как и там, весь государственный аппарат работает на то, чтобы оправдать необоснованные действия высших должностных лиц. Фактически, наши возможности полностью зависят от внешних факторов – все социальное обеспечение идет благодаря переводам мигрантов из России. И сколько бы наши не кричали, что в Евразийском союзе мы наравных, все это политика, а экономика любую политику «задавит». Вот мы только с 9 числа начали ощущать давление, после того, как наш президент высказался о казахском. И это еще не блокада. Наша экономика меньше украинской, поэтому противостоять давлению Казахстана никак не получится. Еще пару таких недель, и наша экономика просто не выдержит.

— Но все-таки, давить санкциями пятимиллионный народ – как-то уж слишком. Народ-то, он, чем виноват в том, что произошло между президентами?

— Здесь другой вопрос: пятимиллионный народ был перед выбором – либо выбрать продолжение пути предшественника, либо самим что-то решать. Народ выбрал, и теперь народ же и будет расплачиваться за тот курс, который ему навязывает партия власти. Поэтому, нас ждет то же самое, что и на Украине.
Наш президент ведет игру на три стороны, на три лагеря. Это – Россия, Казахстан и ЕАЭС, отдельно – Америка с Европой, и отдельно – Китай. Западу, например, нужно держать нашу страну на плотной донорской игле, и за счет этого реализовывать свои геополитические интересы. Для того, чтобы гарантировать, что эти финансовые вливания будут идти в нужном Западу направлении, у нас назначаются прозападные министры, члены правительства. Поэтому власть и говорит, мол, мы запускаем ваш проект «Таза коом», вот и финансируйте. Потому что это подконтрольная Западу система.

— Проект «Таза коом» был презентован в апреле 2017 года и шел под патронажем руководителя аппарата президента – не самый «цифровой» и экономический чин. В июне 2017 года власть провела «Форум высокого уровня» для доноров, где, в подтверждение значимости события, кыргызской аудитории был презентован Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш. Были члены донорского сообщества из Европы, Всемирного банка, США, и никого – из Евразийской экономической комиссии. По поводу отсутствия профильного министра ЕЭК – Карине Минасян, члены кыргызского правительства не дали ни одного внятного ответа. Хотя, в начале 2017 года Алмазбек Атамбаев сам заявлял о едином цифровом пространстве, что оно актуально для ЕАЭС, и «…в целях его освоения необходимо разработать и принять в 2017 году Стратегию формирования цифрового пространства ЕАЭС». Ни директор Госагентства по инвестициям Алымбек Орозбеков, ни руководитель рабочей группы «Таза коом» Талант Султанов, никто в правительстве не прокомментировал тогда ни соответствие программы «Таза коом» повестке ЕАЭС, но и само отсутствие хоть какой-то позиции ЕАЭС на форуме.

— Что касается евразийства вообще, то России выгодно, чтобы у нас была стабильность, не начался исламский радикализм, поэтому она будет поддерживать стабильность при любом раскладе, и вкладываться. По Китаю – наши согласились на условия Китая в обмен на те гранты, которые китайцы подарили. Там учтены все интересы Китая, который строит транзитную дорогу Китай-Кыргызстан-Узбекистан: меморандум подписан, и дорогу построят. И не только железную – альтернативная автодорога Бишкек-Ош, она тоже строится на китайский кредит, и тоже идет в интересах Китая.
Вот три кита, на которых наша власть пытается играть. Своего, фактически, добился, только Китай. Что касается Казахстана, то нас скоро поставят перед выбором – решайте: вы собираетесь еще шесть лет терпеть или как? Не загорами выборы в Жогорку Кенеш Кыргызстана, которые по накалу борьбы превзойдут прошедшие Президентские в десять раз как минимум – и по деньгам, и по человеческим ресурсам. Эту борьбу выдержат только экономические «монстры». И тут Кыргызстану против миллиардеров Казахстана мало что светит. Сейчас бизнес и коммерсанты «пролетят» из-за закрытия рынков сбыта Казахстана для наших горе-экспортеров. Товар начнут продавать на внутреннем рынке, это приведет к снижению цен и потерям по всей цепочке. Но больше всего пострадает простой дехканин – у него нет выбора. И тогда встанет вопрос – что делать? А власть, прекрасно все понимая, выставляет Казахстан в самом неприглядном виде. Тем самым она оправдывает перед ничего не подозревающим народом свою стратегическую политическую ошибку, а заодно искусно маскирует и прикрывает большие проблемы при растаможке китайских товаров по серым схемам. Они ничего не просчитывают, настолько неадекватные. Вот сейчас спустят воду с Кировского – а весной как они будут решать? Причем, Казахстан это как раз переживет. Наши это понимают, и просто блефуют.

— Те есть, по вашему мнению, ситуация будет накаляться и дальше? Но бесконечно нагнетать ситуацию невозможно по природе вещей – рано или поздно наступает кульминация, развязка.

— У нас народ тяжелый на подъем, простой и думает желудком. Поэтому, пока все запасы съедят, пока поймут, кто и как держит ситуацию, почему все вдруг кончилось... Вот так придет запоздалое осознание – что за того, за кого проголосовали на выборах, голосовать как раз и не стоило. Ведь там не предлагалась никакая идея для развития Кыргызстана. Да, и никто из кандидатов ее не предлагал.

— А кто, по вашему мнению, может претендовать на передовую идею в Кыргызстане? И что должно быть в основе такой идеи, которая будет вести страну вперед? Два госпереворота показали, что у власти становятся те, кто успел получить доступ к распределению портфелей. А сейчас народ на этих выборах показал, что, за исключением административного ресурса, ему не все равно. За кандидатов голосовали, и голосовали активно – по крайней мере, за первых четверых.

— У нас будет украинский вариант: Украина, фактически, является страной с внешним управлением, и мы входим в такую фазу, что и сами будем под внешним управлением. Только вопрос: управление будет коллективным – Россия и Казахстан, или только Казахстан. Все начнется весной, аккурат, к президентским выборам в России. На Украине новый «майдан» уже начался – к марту 2018 года он наберет силу, и ситуация потребует больших действий от России. Здесь, в Кыргызстане, это будет к тому же сроку. Все делается для того, чтобы создать большие проблемы на период выборов в России и тем самым «насолить» Владимиру Путину. Но при этом, России важно поддерживать стабильность в Кыргызстане, поэтому, будут отвлекаться силы, средства, люди. А здесь, в Кыргызстане дадут ситуации уйти из-под контроля власти, и якобы нынешняя власть будет как бы ни при чем – как будто все пошло само собой.

Павел Громский
§ Деловая Евразия