Правление Российско-кыргызского фонда развития вынужденно работало с системной ошибкой, заложенной в основание РКФР

Премьер-министр КР Темир Сариев представил коллективу РКФР нового председателя Правления Кубанычбека Кулматова и заместителя председателя правления Фонда Эркина Асрандиева, сообщает сайт Правительства КР.

— Новое руководство должно устранить прежние недочеты и наладить эффективную работу Фонда. Основная цель Фонда заключается в адаптировании экономики Кыргызстана к ЕАЭС. Средства Фонда должны направляться на поддержку производства, создание новых рабочих мест. Граждане республики возлагают большие надежды в связи со вступлением Кыргызстана в ЕАЭС. С учетом всех этих пожеланий руководство РКФР должно справиться с возложенной на него задачей. Каждый ваш шаг находится под пристальным вниманием общества и руководства страны, — сказал глава Правительства.

Именно за усилия адаптировать экономику КР к ЕАЭС согласно уставным документам Фонда и подвергалась зачинатель РКФР Нурсулуу Ахметова, за что, по сути, и была впоследствии освобождена от должности председателя Правления Фонда.

Вновь назначенными руководителями РКФР от КР являются экс-мэр столицы Кубанчбек Кулматов и экс-глава «Айыл банка» Эркин Асрандиев. Первый запомнился своим уходом с поста мэра. При нём были упразднены структурные механизмы в работе местного муниципалитета, налажена работа по утилизации ТБО в столице, увеличен городской бюджет. Второй известен как опытный банковский работник с блее чем десяилетним стажем.

Представляя коллективу РКФР новых руководителей, Темир Сариев поручил ускорить решение вопросов создания благоприятных условий выдачи как коммерческих кредитов, так и ипотечных. Также он выразил надежду на то, чт Фонд покажет эффективные результаты работы короткие сроки.

Между тем, неспешные сроки в принятии решений по выдаче кредитов, и позицию, которую занимало Правление РКФР, объяснимы уставными документами РКФР. Одним из камней преткновения для более быстрого распределения средств среди заёмщиков была, также, высокая ставка залога – 20%, и минимальный порг займа – 3 млн. долл.
Данные показатели были заложены ещё при основании уставных документов Фонда, 29 мая 2014 года, главами двух стран – России и Кыргызстана. Согласно этой договорённости, фонд призан поднять экономику КР на уровень, равный экономикам стран-партнёров КР по ЕАЭС.
При этом, данные критерии считают высокими даже по меркам самой Российской Федерации, основнго донора Кыргызстана в евразийской интеграции.

— Ни один кооператив швейников или человек, имеющий земли сельхозназначения, не сможет получить тот объем финансирования, который он обязан получить или ему обязаны выдать по документам Фонда, — комментирует в беседе с «Деловой Евразией» завсектором экономразвития постсоветских стран Центра постсоветских исследований Института экономики РАН, член комитета по вопросам экономической интеграции стран ШОС и СНГ ТПП РФ Елена Кузьмина. — Это одна из причин, по которой любой на ее [Нурсулуу Ахметовой] месте будет работать медленно. Это системная ошибка. Хотя, возможно и чиновники затягивали выдачи кредитов. Не может получить, потому, что под те объемы кредитов, которые должен давать Фонд, кыргызский малый и средний бизнес не найдет ни поручителей, ни недвижимости под гарантии. Но, возможно, это просто рокировка чиновников.

Павел Громский
§ Деловая Евразия