К этому приведет норма о признании товара, произведенного на СЭЗ, импортным

 

 

 

 

 

 

 

Четыре из пяти Свободных экономических зон Кыргызстана рискуют обанкротиться, оставаясь как без государственной поддержки, так и оказываясь неготовыми к новым экономическим реалиям.


Наряду со всеми предприятиями стран-участниц Евразийского Экономического союза, изготовляющими продукцию из сырья, ввезенного с территории третьих стран, они с начала года признаются поставщиками импортной продукции. Информацию об этом сообщил председатель таможенной службы Кыргызской Республики Азамат Сулйманов.

azamat sulaymanov 1

— К введению данной нормы все страны ЕАЭС пришли не за один день. Был переходный период. 1 января 2017 года он закончился и начался новый режим функционирования, — пояснил глава Таможенной службы КР на встрече с журналистами.

Институт свободных экономических зон (далее СЭЗ) представлен в каждом государстве членов ЕАЭС, которые имеют свою историю и специфику функционирования. В рамках ЕАЭС деятельность СЭЗ регламентируется рядом Соглашений по вопросам свободных (специальных, особых, таможенных экономических зон и складских помещений, Таможенным кодексом, и национальными нормативно-правовыми актами (НПА) стран-участниц ЕАЭС.

— Опираясь на текущие нормативно-правовые акты, можно отметить, что для определенной категории СЭЗ, которые осуществляли поставки на территорию Таможенного союза, теряются преференции и льготы в части таможенных пошлин, — поясняет в интервью «Деловой Евразии» аналитик компании BizExpert Гульнур Чекирова. — То есть, теперь субъекты СЭЗ стран-участниц ЕАЭС, поставляющие свою продукцию в Кыргызстан, Россию, Казахстан, Беларусь и Армению вынуждены будут оплачивать таможенные пошлины в полной мере. Эта мера урезает возможности для функционирования СЭЗ, не говоря об их развитии. Следовательно, возникает вопрос о роли института СЭЗ в рамках ЕАЭС. Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы провели сравнительный анализ СЭЗ в разрезе государств-членов ЕАЭС.
Количество СЭЗ в странах ЕАЭС колеблется от 2 до 33. Больше всего СЭЗ в России, а меньше всего – в Армении. В Кыргызстан их число – одно из последних в Союзе.

pict 1

Эксперт отмечает, что мировая практика предусматривает классификацию экономических зон из примерно 25 разновидностей. В странх-участницах ЕАЭС СЭЗ сосредоточены по нескольким разновидностям: промышленны, технологический, туристический, логистический и ювелирный типы.

pict 2

— Очевидно, что Кыргызстан наиболее уязвим в части представленности типов СЭЗ, потому что имеет промышленные экономические зоны, — отмечает собеседник. — Остальные страны диверсифицированы в части разновидности СЭЗ. При этом, кроме свободных экономических зон, существуют и другие виды зон с особыми условиями, которые могут расцениваться как альтернатива СЭЗ.

pict 3

В BizExpert отмечают, что в 2016 году Российская Федерация приостановила вложения в СЭЗ и постепенно переводит акцент на Территории Опережающего Развития – ТОР.

— В них Россия видит альтернативу СЭЗ, которые предполагают кластерный подход в развитии региона. Ценность СЭЗ в экономической политике России сокращается и отходит на задний план. В Казахстане и Армении отмечается обратная картина – больше внимания уделяется развитию СЭЗ, которые расценивается как институт привлечения инвестиций в отдельные отрасли и стимулируют развитие. Ярким примером служит инициатива Армении по созданию ювелирной СЭЗ «Меридиан», которая нацелена на поддержку и продвижение соответствующей отрасли. В Кыргызстане институт СЭЗ очень слабый, так как преследовал только такую цель, как развитие депрессивных регионов страны, и своих ожиданий реализация этой идеи не оправдала. С момента запуска программы у СЭЗ не было ни внутриполитической поддержки, ни инвестиций в инфраструктуру, кадровый потенциал, и управленческую модель. На сегодня СЭЗ в Кыргызстане являются государственными предприятиями, в то время как передовые СЭЗ мира переданы в аутсорсинг управляющим компаниям, — отмечает Гульнур Чекирова.

Эксперты отмечают, что качество и количество инвестиций в СЭЗ определяют эффективность её функционирования. Структура и объем инвестиций в странах-участницах ЕАЭС разнообразные, но имеют общие свойства – под инвестициями подразумевается объесть вложений в проекты и инфраструктуру СЭЗ.

— Мы отслеживаем объемы инвестиций в странах региона, но данные по ним не всегда открыты, поэтому картина представлена частично, — отмечает Гульнур Чекирова. — Казахстан принял Государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития, и за пять лет вложил в инфраструктуру СЭЗ 143,8 млрд. тенге (0,44 млрд. долл. – прим.ред) государственных инвестиций. По состоянию на 2015 год СЭЗ РК привлекли 375,5 млрд. тенге (1,2 млрд. долл.) и создали 9230 рабочих мест. Подход в развитии СЭЗ – проектный.
В России с 2006 по 2015 годы на создание 33 зон было потрачено 186 млрд. рублей (3,2 млрд. долл.), из них 122 млрд. рублей (2,05 млрд.долл.) – из федерального бюджета. Сумма налоговых и таможенных платежей за этот период составила 40 млрд. рублей (0,67 млрд.долл.).
В Беларуси объем накопленных всеми СЭЗ прямых иностранных инвестиций на 1 января 2016 г. составил 0,85 млрд. долл., что составляет только около 5% от накопленных прямых иностранных инвестиций Беларуси. Количество рабочих мест в СЭЗ Беларуси составляет 139 700 человек, или около 3% от общего занятого населения страны.
В Армении на создание СЭЗ «Меридиан» было выделено порядка 10 млн. долл. В июне 2016 года весь объем инвестиций в рамках «Меридиан» составил 93,7 млн. долларов США, с созданием 275 рабочих мест. Инвестиционные программы компаний, задействованных в СЭЗ «Альянс», составили 17,5 млн. долл., с предполагаемым созданием 230 новых рабочих мест.
В Кыргызстане информация об объемах инвестиций в проекты СЭЗ, их инфраструктуру, количество рабочих мест, отсутствует. За 6 месяцев 2016 год СЭЗ в виде налогов перечислили в государственный бюджет порядка 114 млн. сомов (1,6 млн. долл.). Из пяти открытых фактически функционирует только СЭЗ «Бишкек». Остальные четыре СЭЗ остановили свою деятельность по причине несоответствия требованиям Таможенного союза.

pict 4

Требования ЕАЭС, помимо прочего, предусматривают особый технический и эксплуатационный режим для Свободных экономических зон. Это: огражденная территория, оснащенную видео-оборудованием, таможенная зона, специальная инфраструктура.

— Этим требованиям наши СЭЗ не отвечают, поэтому таковыми не признаются, и субъекты этих СЭЗ теряют статус резидента со всеми преференциями. Как сказано выше, вложений в инфраструктуру этих территорий со стороны государства не производились, что и стало ключевым фактором провала института СЭЗ в Кыргызстане. С ним совпало требование еще и Таможенного союза, согласно которому товары, произведенные в СЭЗ стран-участниц ЕАЭС, при поступлении на рынки Союза, приравниваются к импортным поставкам из третьих стран, и облагаются таможенной пошлиной. В итоге, сравнивая развитие свободных экономических зон со странами-партнерами по ЕАЭС или с Узбекистаном, становится очевидно, что без государственных вложений, СЭЗ в Кыргызстане закончат свое функционирование и будут ликвидированы, — заключает Гульнур Чекирова.

Павел Громский
§ Деловая Евразия